josef_julian: (Default)
[personal profile] josef_julian
Я училась в хорошей советской школе. Хорошей еще и потому, что долгие годы (у него еще моя мама училась) директором в ней был отличный педагог и организатор, бывший фронтовик, учитель истории Самуил Рувимович. Ныне покойный писатель Арбитман писал, что ему было комфортно в школе, потому что директор не давал его в обиду. Что-то я этой фразы не поняла, - в нашей школе никого не обижали, не только золотых медалистов. :)
СР был отличный директор, и еще более отличный учитель. Он обладал редчайшим свойством не обучать, а вкладывать знания в головы. Вроде я больше ни у кого и не встречала. Как хорошая хозяйка складывает красивыми аккуратными стопками полотенца на полки шкафа, так он укладывал знания на полочки в наши буйные головушки. Преподавал он, конечно, самую "главную" историю того времени - революционную и партийную, но делал это так профессионально и красиво, что мы даже и не вольтерьянничали.
Тем не менее, когда через какое-то время случилась перестройка, и всю эту главную отменили, к партийцам и историкам была выдвинута куча претензий, и многие из старшего поколения буквально поникли когда-то гордыми головами. Понять, что ты красиво и профессионально вешал лапшу на уши детям (и взрослым) честному человеку не просто. А среди старшего поколения честные люди таки были (коммунистически-комсомольская молодежь была совершенно беспринципна, им перестройка только открыла новые горизонты личного обогащения).
В общем, как-то встретила я Самуил Рувимовича и была поражена, насколько резко он постарел и поник. Скоро он и умер. Нелегко на старости лет получить пинок от жизни, превратившись в глазах учеников из уважаемого деятеля в обманщика и мошенника.
И весь последний год меня волнует вопрос: А учителя литературы никакого такого экзистенционального кризиса в связи с последними событиями не получили? Столько лет учить детей гуманизму, чтобы на выходе получить фашизм и ненависть по периметру, ничо, нормально? Бог с ними, с толстоевскими, их читали десятки, ну может, сотни. Пыталось понять еще меньшее число. Но вот эти бабушки Путина, они ж дети фронтовиков и выпускницы самой лучшей советской школы, самого лучшего ее времени, когда все еще учились и школе доверяли, когда все было пронизано рассказами о том, как ужасна война, как страшно ее лицо, как омерзителен фашизм. Мимо литературы военного времени и литературы о войне сложно было пройти даже последнему двоечнику. И это была отличная литература, не пропаганда, потому что все чувства и воспоминания были еще живы, а потому училось и запоминалось иначе. Ну... должно было бы запоминаться. Но, оказалось, что нет. Нет никакого воздействия культуры и литературы на народные массы. И значит, зря мы столько десятилетий гордились своей культурой и начитанностью и званием самой читающей страны. Оказывается, если брать в масштабах страны, а не очень узкой интеллектуальной прослойки, вся эта культура и литература просто ничто. Главная скрепа, главная национальная ценность, которую признавали все - левые и правые, которой были отданы тонны часов в школьной программе, которая, как ни одна другая литература в мире, Учила Морали, ничего не закрепила и ничему не научила. Оказалось, что нужно что-то совсем другое, чего есть у тех, над которыми мы своей культурностью приосанивались, а у нас нет :(

Date: 2023-02-25 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] josef-julian.livejournal.com
Да, я писала об этом где-то в начале журнала. Надо поискать. Тогда это было просто удивление и попытка чисто фактически зафиксировать разницу.

Прошедший год привел меня к глубочайшему разочарованию в том, что когда-то было делом моей жизни. Я так и не поняла: литература ли виновата или те, кто подняли ее на знамена. Но совершенно точно виноваты те, кто провозгласил ее учебником жизни, и те, кто заставлял по ней учиться, как по учебнику. Литература заменила Закон Божий и преподавалась в той же стилистике и с той же яростью.
В Штатах нет литературы как школьного предмета. Есть Английский, и он самый главный (формально) предмет в школе. В младшей школе огромное значение уделяется чтению, оно поощряется всеми возможными способами. Но что ребенок читает, — детские книжки или чего посерьезнее, — значения не имеет. В старшей больше внимания уделяется собственно литературе, среди которой есть и очень серьезная, типа Повелителя мух или The Crucible Артура Миллера, но жизни по ней не учат. Расширяют словарный запас, дают представления о возможных ситуациях в жизни, гипотетических и реальных, предлагают некий культурный базис. Но самое главное, — от началки до самой старшей школы — учат писать, излагать свои потребности, обосновывать свои претензии, говорить то, что хочешь сказать, в максимально действенном виде. Умение читать и умение излагать — это критически важные жизненные навыки в конкурентном мире, остальное — вариативно.
Зачем школьника 20 в. учили про Катерину-луч в темном царстве, — я не понимала тогда. А сейчас не понимаю, как же так случилось, что на базе этого тотального обучения выросло семейное насилие и отношение к женщине как к телке.
Война и мир писалась Толстым как антитеза романтическому образу Наполеона и героизации войны. Она прежде всего о том, что война — это грязное, отвратительное дело. Ну и, учили-учили, сочинения писали, и чему выучили?
Литература не учебник жизни, она сама по себе девочка. Не нужно навешивать на нее общественных функций, и самой ей не нужно в них рядиться, — а то сплошная маниловщина получается.

Profile

josef_julian: (Default)
josef_julian

July 2023

S M T W T F S
      1
234 567 8
910111213 14 15
1617 1819 20 21 22
2324 25 2627 28 29
30 31     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2025 08:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios